image
Источник фото: Jurnal.md // Nadejda Roscovanu

(ВИДЕО) Села Молдовы все больше пустеют

Покинули свои дома и ушли в мир в поисках лучшей жизни. В нашей стране есть десятки сел, где редко встретишь человека на улице... Однако некоторые пытаются выжить даже в таких условиях. В селе Мирное района Анений Ной мы встретились с Леонидом Юрну, который организовал небольшой бизнес на дому в селе с населением менее 200 человек. В собственном хозяйстве Леонид Юрна производит мед, молочные продукты, масло и другие необходимые продукты.

"Здесь жили мои свекры. Они умерли, и нам пришлось решать, что делать с домом. Мы думали о том, чтобы продать его, оставить на произвол судьбы или переехать сюда. Мы выбрали третий вариант. Моя жена продолжает работать в Кишиневе, а поскольку нам нужно выживать, я начал заниматься пчелами. У нас также осталось несколько коров", - рассказывает Леонид Юрна.

Вести бизнес в селе с горсткой людей крайне сложно, и увлечение превращается в "выживание", признается мужчина.

"Я создал группу в Viber. В ней 100 человек. В течение недели они просят килограмм творога или килограмм сливок, пол-литра масла, а в воскресенье я еду в Кишинев и делаю доставку", - рассказывает Леонид.

Фермер говорит, что если бы у производителей было больше возможностей, то у них был бы соблазн остаться в селе и развивать свой бизнес.

"В городе человек может быть хорошим специалистом - учителем, бухгалтером, менеджером. Он устроен определенным образом. Здесь же, чтобы выжить, с утра до вечера ты зоотехник, ветеринар, потом агроном, технолог молочного производства. Если что-то ломается, ты еще и кузнец", - говорит мужчина.

Недалеко от села Мирное находится село Батык, где население в шесть раз меньше.

Сейчас село Батык похоже на пустырь. По данным переписи 2004 года, в селе проживало около 30 человек. С тех пор их число сократилось.

На окраине села, в старом доме, мы встретили супругов Лукьяненко. Они сидели на крыльце и смотрели, не проходит ли кто по переулку.

"Мы заказываем, и нам приносят хлеб, два раза в неделю. - Кто вам приносит хлеб? - Мэрия, из Жямэнэ", - говорит Мария Лукьяненко.

"Кто умер, кто, наоборот, приезжает из Кишинева и покупает здесь жилье. Как говорится: "Где родился, там и умру". Мне ничего не нужно. Здесь свежий воздух, тишина и покой", - говорит Сергей Лукьяненко.

Похожую картину можно увидеть в селе Триколич в районе Каушаны.

Заброшенные дома, пустынные дороги и гнетущая тишина. Такова мрачная атмосфера села Триколич, где на улице практически не встретишь человека. Ни больницы, ни школы, ни даже мэрии... Село оставлено на произвол судьбы.

"20-30 лет назад здесь проживало около 300-400 человек. Они были. Они уехали. Осталось, может быть, человек десять. Куда идти? В город? Что мне там делать? Это не то, чего я хочу. У меня есть квартира в Тигине, в Кэушень, но что я могу там делать? Там нужно иметь деньги, когда выходишь из дома. А здесь можно жить без денег. Ходишь на озеро, ловишь рыбу", - говорит Анатолий Петров, житель села Триколич, Кэушень.

По данным Национального бюро статистики, с 2014 года уровень миграции людей из сельской местности вырос с семи тысяч до более чем 22 тысяч человек в год. Максимальное значение было зафиксировано в 2017 году, когда села покинули более 29 тысяч человек.

Noutăţile partenerilor

comentarii: